Rambler's Top100
Stolica.ru
Реклама в Интернет
РАЗДЕЛЫ
ПОИСК

На сайте:
На Куличках:



мультфильмы смотреть онлайн


Спелеология





Спелеология



Спелеология спорт экстремалов. Это - спуски в глубокие колодцы, по которым течет вода и падают камни, причем в них надо не только спуститься, но еще и подняться, это проползания через шкуродеры на которых порой оставляешь не только клочки одежды, но и кусочки собственной кожи

Но все эти ужасы оправдывает сознание того, что ты побывал в местах, не доступных для большинства жителей Земли. А если повезет, то спелеолог оказывается не только проходимцем сложнейшей пещеры, но и первооткрывателем ее. Но если спелеология - экстремальный вид спорта, то что можно сказать про подводную спелеологию Только одно - это спорт экстремалов в квадрате, а может быть, даже и в кубе.

К этому очень опасному виду подводно-подземных приключений тянутся любители подводного спорта, которым недостаточно просто парить над морским дном, любуясь открывающимися перед ними подводными коралловыми садами, заполненными удивительными жителями. Им занимаются спелеологи, решившие любой ценой пройти участок обводненной пещеры, ставшей непреодолимой преградой для многих экспедиций.

Человеку, погружающемуся в наполненные водой пещеры, нужно быть предельно внимательным, здесь в случае повреждения акваланга не удастся сбросить его и быстро выплыть на поверхность воды. Этой поверхности не существует. Ее заменяет каменный свод пещеры. Здесь веревка, необходимая спелеологам, спускающимся в отвесные колодцы, приобретает особое значение и называется ходовым концом. Потеря ходового конца в пещере для подводного спелеолога равносильна смертному приговору. Без фонаря выход найти можно, без ходового конца - нет.

Подводная спелеология всегда сопряжена с риском, порой смертельным. Признанный специалист по погружению в пещеры, Шек Эксли, написавший книгу Азбука выживания, погиб в пещере. Случались летальные исходы и в России. Открыл счет им Василий Носонов в начале 60-х годов прошлого столетия. Шел штурм легкой по сегодняшним критериям Каповой пещеры. Кроме всем доступной части, прославившейся рисунками мамонтов и других зверей, в ней существовала еще засифонная часть. Чтобы проникнуть в нее, нужно было пронырнуть всего несколько метров под каменным сводом.

Спелеология



И именно здесь ходовой конец - веревка, по которой даже в абсолютной темноте можно легко плыть в воде по нужному проходу, сыграла роль смертельной ловушки. Для пущей уверенности Носонов пристегнул к ней карабин, который на короткой веревке привязал к грудной обвязке. Каким-то непостижимым образом злосчастный карабин перекрутился с ходовой веревкой и остановил спелеолога как раз посредине сифона. Отвернуть муфту карабина Насонов тоже не смог или не успел. Прежде чем заняться путешествиями по залитым водой пещерам, необходимо не только обзавестись дорогостоящим снаряжением, овладеть навыком работы с аквалангом и опытом штурма пещер, важно еще быть готовым к смертельному риску, который таит в себе каждое погружение в недра земли. Здесь может погибнуть самый опытный спелеолог-подводник, имеющий за спиной сотни штурмов самых сложных и опасных пещер. Так, 8 марта 1995 года в архангельской пещере, носящей казенное название ЖВ-52, неожиданно оборвалась жизнь одного из самых многообещающих пещеропроходцев России Владимира Киселева.

Спелеология



Спелеология



Спелеология



Спелеология



До выхода из подземной галереи, заполненной водой, оставалось всего 60 метров. Большая часть обратного пути была уже Владимиром пройдена. И тут что-то случилось. Наверное, никогда так и не удастся точно узнать, что именно произошло. Пришедшие через несколько часов спасатели обнаружили сначала запутавшийся в ходовом тросе баллон, потом полузасыпанную илом ласту и, наконец, самого спелеолога... Судя по тому, что баллоны были пусты, он до самой последней минуты продолжал бороться и плыл туда, где был воздух.

Откуда у Володи было столько энергии, ведь он не только побывал в нескольких сотнях пещер, но и во многих открывал новые ходы - спросил я у Виктора Комарова, вместе с Киселевым штурмовавшего за год до случившейся трагедии одну из самых глубоких и, как говорят спелеологи, перспективных пещер бывшего Советского Союза - пещеру Дзоу. Говорить о штурмах пещер, особенно о подземных полостях, заполненных водой, с непрофессионалом очень трудно. Со стороны спелеология подчас кажется авантюризмом. Но это не так. Здесь сливаются вместе опыт, расчет, интуиция и еще какая-то физиологическая память тела о прохождении аналогичных участков пещер. Все это у Володи было. И было еще большое упорство, может быть, даже фанатизм. Он поставил целью жизни штурмы малоизведанных пещер. Поэтому там, где многие останавливались, Володя шел вперед. Да, - соглашался он, - так делать нельзя. Но если не сделать, то вообще ничего делать нельзя. Упрекнуть его никто не мог. В пещере каждый должен вести себя очень индивидуально, ориентируясь только на свои физические возможности, только на собственную интуицию.

Последняя поездка Володи в Архангельскую область началась удачно. Когда четверо москвичей приехали на железнодорожную станцию, там их уже ждала машина из заповедника. Быстро добрались до поселка Пинега. Здесь тоже повезло. Вещи (а их было много) отвезли на базу частично на санях, частично на Буране. На следующий день Володя сделал тренировочный спуск под воду. Проверил снаряжение в озере Носониха. Все было в порядке. И вот наступило 8 марта - последний день жизни спелеолога Володи Киселева. Пещера ЖВ-52 начинается большим, почти 6-метровым гротом, от которого в глубь карстового массива тянется подводная галерея. В прошлом году Володе удалось пройти ее на 180 метров. В этом - он хотел добраться до конца... 13 часов 55 минут. Володя еще не знает, что больше никогда не опустится в пещеру. Он берет катушку с ходовиком - многожильным стальным проводом, и скрывается под водой. По ходовику спелеолог может вернуться назад, даже если поднятый им ил мешает видимости в воде. По нему же он рывками передает сигналы оставшимся на поверхности товарищам. В 14 часов 35 минут друзья Володи в последний раз ощутили подергивания ходового конца.

Спелеология



Пещера - агрессивная среда, существовать в которой человеку очень не просто. В пещерах чаще всего холодно, сыро (например, в полостях высокогорного карста температура 2-4°С и стопроцентная относительная влажность) и абсолютно темно. Более того, мы ходим в основном в вертикальные пещеры, где встречаются разнообразные вертикальные участки (т.н. колодцы и уступы), которые нужно преодолевать (т.е. спускаться и подниматься). Это выдвигает дополнительные требования к снаряжению и подготовке спелеолога.

Спелеология



Спелеология вид спорта весьма серьезный, поэтому она требует от человека многоплановой подготовки: технической, физической, теоретической, психологической; поэтому, во избежание ненужного риска, начинать заниматься лучше в клубе, под руководством опытных инструкторов.

Спелеология



Как одеваться в пещере

Как уже отмечалось выше, в пещерах темно, холодно и сыро. Все это выдвигает очень жесткие требования к используемой спелеологами одежде:

- она (одежда) должна греть;
- она должна хорошо отводить от тела пот;
- она должна быстро сохнуть;
- она должна быть достаточно прочной.

Т. о. на голое тело спелеологи одевают т. н. изотермик (костюм из ткани, отвечающей вышеперечисленным требованиям), а сверху - специальный комбинезон для защиты от влаги, глины и острых скал.

На ноги надевают быстросохнущие носки и резиновые сапоги.На руках - специальные рабочие перчатки с пластиковым покрытием. На голове - каска с двумя независимыми источниками света.

Как преодолевать вертикальные участки

На сегодняшний день наиболее распространенная техника проникновения в вертикальные пещеры - SRT (Single Rope techniques) - техника одной веревки.
Для того, чтобы лучше понять, что это такое, необходим краткий экскурс в историю.
Сначала для преодоления вертикальных участков использовались лестницы.

Недостатки:

- большой вес и объем снаряжения,
- низкая скорость (особенно при спуске),
- сложно транспортировать груз.

Подъем с помощью ТВТ. п. сис. им. Илюхина.

Для сокращения времени прохождения вертикальных участков было решено использовать капроновую веревку и трос, возникла ТВТ (трос - веревочная техника).

При спуске человек, страхуясь за трос, двигался по веревке; поднимался же он по тросу, страхуясь за веревку, т. к. трос, в отличие от веревки, практически не растягивается.

Основной недостаток - большой вес снаряжения.

С появлением статических веревок, соединяющих в себе свойства и веревки, и троса, произошла настоящая революция в технике проникновения в вертикальные полости - возникла SRT.

Эта техника предполагает исключение трения веревки о скалу, увод навески из-под воды за счет организации промежуточных точек крепления веревки в колодце. Следовательно, можно не использовать вторую точку опоры (страховку).

Основные преимущества:

- уменьшается вес снаряжения (веревки требуется почти в два раза меньше),
- уменьшается износ веревки,
- сокращается минимальное число участников штурма,
- становится возможным работа нескольких спелеологов на одном колодце,
- значительно повышается скорость прохождения пещеры,
- повышается безопасность прохождения пещеры.

Навеска, выполненная с помощью SRT, содержит множество технических элементов (перестежки, оттяжки, протекторы, перила, троллеи и прочее) и требует использования специального снаряжения. Чтобы правильно (а значит безопасно) работать с этими элементами, нужен высокий уровень технической и теоретической подготовки, приобрести который вы сможете в нашей спелеошколе.

Какое снаряжение необходимо для спуска в пещеру
В первую очередь это комплект личного "железа", а так же различное общественное снаряжение необходимого для прохождения вертикальных участков в пещерах.

Более подробный список можно посмотреть в лекции по снаряжению, а научиться им грамотно пользоваться вы сможете в нашей спелеошколе.

Как проныривать сифоны
Любой спелеолог, при спуске в пещеру, рано или поздно упирается в полностью затопленный водою ход - сифон. Для тех, у кого желание двигаться дальше еще не иссякло, начинается самое интересное и сложное - подводная спелеология (cave diving).
Погружения под землей очень сильно отличаются от обычных спортивных погружений с аквалангом. Они (погружения) требуют от спелеоподводника высокой технической, физической и психологической подготовки. Для успешного ныряния в пещере на большой глубине необходимо также наличие сильной обеспечивающей команды, которая поможет затащить к сифону громоздкое подводное снаряжение и вынести его обратно.

Т.о., для того, чтобы заняться подводными исследованиями в пещерах, необходимо не только уметь нырять с аквалангом, но и иметь достаточно большой опыт по прохождению пещер различной сложности.

БЕЗОПАСНОСТЬ В СПЕЛЕОПУТЕШЕСТВИИ

Во-первых, пещеры находятся в горах. Поэтому все правила поведения в горах справедливы и для спелеоэкспедиций.

Во-вторых, для повышения общего уровня безопасности необходима хорошая организация всего путешествия и дисциплинированность участников. Т. е. в экспедицию лучше ехать с клубом.

Безопасность на поверхности
Хотя те места, где находятся пещеры, сами по себе не столь уж опасны, все же не стоит забывать о профилактике несчастных случаев.
Помните: любая травма в горах, где нет скорой помощи и ближайшее поселение может быть весьма удалено, очень опасна и может привести к самым плачевным последствиям. Старайтесь избегать лишнего риска.

Безопасность на маршруте зависит от:

- района путешествия (лес, горы, доброжелательность местного населения);
- времени года;
- состава группы (опыта участников, схоженности).

Безопасность под землей
Внимание
Пещера - место потенциально опасное!

Факторы, приводящие к аварийным ситуациям под землей:

- Объективные (связанные с особенностями подземного мира)
- Субъективные (связанные с индивидуальным восприятием человека этих особенностей).

Для того, чтобы первый опыт проникновения под землю не закончился трагически, необходимо делать это только под руководством опытного инструктора.

ВЫХОЖДЕНИЕ ИЗ ЛАБИРИНТОВ

Общие положения.
Основные лимитирующие вас факторы это время горения вашего света и ваши силы, которые отнюдь не безграничны. Время горения света. Про это уже много сказано, будем считать, что ваш запас света как минимум десять часов, если вы ходите на классическом электрическом свете + запаска. Если у вас диодный свет, то время его горения можно условно считать неограниченным. Этого вполне хватит, чтобы выйти из таких сложных систем, как Никиты (длина ходов около 10 () км.), или Бяки (оценочно около 80 км.). Время выхода зависит не только от растояний, но и от скорости движения. По высоким штрекам можно давать до 6 км./час. Но на это не расчитывайте. Поскольку будете все время останавливаться. Считайте, что максимальная скорость по хорошо сохранившимся системам будет не более 3 км/час. Замеры скорости движения в Силикатах по тяжелому маршруту (половина пути - завалы и ракоходы) дали цифру 1,5 км/час. Можете считать эту скорость минимальной средней скоростью.
Оглядывайся! Под землей одно и то же место выглядит совершенно по-разному если смотреть на него сперва по ходу движения, а потом оглянувшись. Поэтому: всегда оглядывайтесь. Иначе это место не узнаете. Бывает очень важно понять: были вы уже здесь или видите это место впервые. Определить это очень и очень трудно. Такова природа кратковременной памяти. Есть известный психологический опыт. Человеку на секунду показывают игральную карту, убирают ее и в течение десяти секунд что-то быстро ему говорят. После этого никакие силы не заставят его вспомнить карту. Это называется вытеснение информации из кратковременной памяти. Вывод. Обернись и смотри на развилку в течение десяти секунд. К сожалению, заставить людей соблюдать это правило трудно. Им легче потом плутать часами, чем потратить несколько секунд.
Особенно важно запомнить как выглядит вход и привходовой район. Если не узнаете какой-нибудь штрек, то это пол-беды. А вот если не узнаете вход, то будете ходить бесконечно. Не надейтесь, что на входе увидите дневной свет. Весьма вероятно, что вылезать будете уже ночью. Или зимой. Хм-хм.
Люди склонны преувеличивать свои возможности. Поэтому запомните хорошо. Направление движения теряется после двух поворотов под углом. Можете проверить с компасом. Ошибка будет в среднем в 40 градусов. А это уже очень много. Исключения составляют только штреки типа правильной прямоугольной сетки. В Подмосковье таких систем нет. Поэтому, время от времени смотрите на компас. Почему-то не любят системщики ходить с компасом, считают постыдным что ли. Ладно, не смотрите, но хоть с собой возьмите. Начнете плутать - скажете спасибо.
Общая диспозиция. Ни одна система не может продолжаться под рекой, поскольку тут же будет затоплена. Никакая система не может проходить под глубоким оврагом, так как под ним она будет полностью обрушена.
Все старые каменоломни имеют выход в берегу реки, поскольку крупные блоки камня перевозились к местам строительства на плотах, либо зимой по льду на санях. Вход в обрывистом берегу позволял закладывать сразу горизонтальный штрек. Если же крутого обрыва не было, закладывался крутонаклонный вход, либо вообще делался вертикальным, типа шахты. Например, Зашкольный вход в Киселях. Вертикальными были входы в Силикаты. Это уже 1890-е гг. Вывозили камень по железной дороге.
Далее. Входы во все известные мне каменоломни находятся на периметре системы, а не в глубине ее. Это существенно, так как если вход находится не на периметре, то и алгоритм выхождения будет иным. Свои алгоритмы и для современных многоэтажных рудников. Но ближайшие рудники такого типа находятся на Кавказе и Урале, так что о них мы говорить не будем. Речь идет только об одноэтажных системах.
Перед тем, как заброситься в систему, надо померить компасом направление течения реки или оврага, если он длинный и может считаться естественной границей системы. Нас интересует азимут перпендикуляра от системы к реке. Его надо твердо запомнить или даже записать на руке. В любой точке системы это направление одно и то же и мы его всегда можем определить с помощью компаса. Это та исходная информация, на которую мы будем опираться. Если река изгибается, то нас интересует азимут на реку в точке входа.
Примеры. Азимут от Силикат на теперь уже полузасыпанный карьер, ограничивающий их с севера Аз.0. Азимут от Сьян на Пахру Аз.205. Азимут от Никит на Рожайку Аз.290. Азимут от Киселей на Пахру и на овраг, ограничивающий их с запада Аз.330. и Аз.270. Но главный азимут на овраг, так как вход именно с его стороны. Азимут на реку тоже запоминаем, он пригодится. Азимут от Бяк на Осетр Аз.300-315.
Теперь переходим к самим алгоритмам. Чтобы их понять, необходимо иметь перед глазами несколько карт. Поищите в сети карты Сьян, Киселей, Силикат и отрабатывайте нижеследующие алгоритмы на картах.
Карты бывают хорошие и плохие. Они могут быть без обозначений, они могут отражать лишь часть системы, они могут быть не ориентированы по линии север-юг (по правилам север всегда наверху), они могут иметь разный масштаб в разных частях карты, они могут иметь явные ошибки и опечатки. А главное, они могут быть правильными и при этом дезориентирующими. Например, старая карта Киселей, старая карта Никит. Там, где обозначены широкие проходы с редкими колоннами на самом деле просто узкие горизонтальные щели, завалы, в которые не всегда протиснешься. Если карта нарисована от руки без проведения топосъемки (такие карты называются "поворотками"), то направления ходов весьма условны и опираться надо в основном на топологию, то есть на то, что с чем соединяется, а не на направления. Названия гротов тоже вам ничем не помогут, если на стенах нет соответствующих надписей.
Итак. Случай первый. У вас хорошая карта с названиями. Находите надписи на стенах и ищете их на карте. Далее понятно.
Случай второй. Карта без обозначений. Для ориентации надо найти характерную конфигурацию ходов. Лучше всего найти развилку, из которой уходит четыре хода. Такие конфигурации редки, а потому легко опознаются. После этого сориентировать карту по линии север-юг и идти дальше. Если нет крестообразных развилок, заметить углы на развилке, нарисовать ее и пройти по одному из ходов до следующей развилки, зарисовав и ее. Найти похожую конфигурацию на карте. Проверить по компасу. Удобно ориентироваться по характерным конфигурациям колонн в залах. Срабатывает только на хороших картах.
Случай третий. Карты нет вообще.
Существует несколько тактик хождения по пещерам без карты.
- метод левой руки.
- многократное прохождение маршрута.
- метод маркеров ("спички", "лесенка")
Эти три метода надо начинать от самого входа, иначе они не действуют. Если заблудились и надо выходить из середины системы, то можно попробовать

- метод "треугольник" (с использованием компаса).
- выход по монолиту.
- выход по косвенным признакам.

Правило левой руки (обход по периметру). Все время держаться левой рукой за стену. Или, что тоже самое, на любой развилке поворачивать налево и только налево. Легко понять, что начав движение от выхода, вы пройдете по периметру всю систему и выйдете снова к выходу. Если система большая, то можно в любой момент повернуть назад и, сменив левую руку на правую, пройти тем же маршрутом обратно. Если по пути вперед отмечать все тупики, например, сломанными спичками, то обратный путь может быть существенно короче. Разумеется, можно начать обход и с правой руки. Будет то же самое. Это правило можно применять и в других случаях. Например, вы знаете, что система большая, но не можете понять, как в нее углубиться. Тогда возвращаетесь к входу и начинаете обходить систему по периметру, пока не попадете вглубь.
Данная тактика наиболее удобна для систем до 5 км. длиной. Особенно, когда приезжаешь куда-нибудь в Старицу на один-два дня и нет времени и желания разбираться с устройством системы. Курья, Ежевичка, Орехи, Дугинская, все три Юбилейные, Ватутинка, практически все старицкие каменоломни (исключая, пожалуй, Дохлобарсучью). Локально может быть использована в Силикатах. Категорически неприменима в сложных системах невеерной структуры: Сьяны, Кисели, Никиты, Бяки.
Когда правило левой руки не действует Оно не действует, если начать его применять не от входа и не с какой-нибудь точки периметра, а из глубины системы. Представьте, что вы стоите у колонны и идете вдоль нее по левой руке. Вы будете идти по кругу. А если ход закольцован и длина кольца километр Пока сообразите, что зациклились... наступит осень.
Допустим, вы начали обходить систему по периметру. Сколько вам нужно пройти Тут действуют два фактора.
Фактор первый. Соотношение кольцеобразных ходов и тупиковых ходов. Если все ходы не закольцованы, а расположены "елочкой", то при длине системы в 5 км. вам надо будет пройти 10 км., так как по каждому из штреков вы будете сперва идти вперед, а потом возвращаться. Это максимально возможное расстояние. На практике большая часть ходов закольцована. Если система состоит лишь из одного единственного кольца, то вы пройдете как раз длину системы - 5 км. Длина пути может оказаться даже меньше длины системы, если из маршрута выпадет центральная часть каменоломни, не принадлежащая периметру.
Второй фактор. Размер системы. Приведем цифры.

Сьяны: 26км. Сложная сетка, колонники, местами елочки.
Силикаты: 11км.450м. Структура типа "парашют", монолитный периметр.
Кисели: порядка 10 - 11 км. Колонники, елочка.
Никиты: вероятно, не более 10 км. Сложная обрушенная сетка.
Солнечная: около 5 км.
Курья+Лукоморье+Тавровая: 5 км. Елочка, колонник.
Орешная: 900 м. Большое кольцо с ответвлениями.
Партизанская: 900 м. Сетка.
Ежевичка: 630 м. Елочка.
Дугинские: системы от 250 м. до 5 км. Елочки. Сбойки двух елочек.
Дохлобарсучья: 14 км. Колонники, бесформенная сетка.
K-2: оценочно около 6 км. Правильная сетка.
Сельцовская: около 5 км. Бесформенная сетка.
Бяки: около 80 км. Бесформенная сетка, елочки.
Одесские катакомбы: 14 км., 7,5 км., 7.0 км, 6.9 км...(более 46 полостей)
Тырныауз: многоэтажные рудники, суммарная длина более 2000 км.

В Силикатах длина периметра Р= 7 км.600м.очень сложного рельефа (66% общей длины). В Сьянах примерно половина штреков принадлежат периметру. "Большое кругосветное плавание" займет в них... Упадете от изнеможения гораздо раньше.
Если при обходе левой рукой вы вышли на уже знакомое место, то все штреки за ним можно считать одним большим тупиком. Его можно отметить знаком (положенные друг на друга камешки,сломанную спичку) и больше туда не заглядывать.
Обычно, когда обходят систему по периметру, то, экономя время и силы, не лезут во все попадающиеся шкурники. Большая часть из них тупиковые, но за некоторыми из них могут находиться значительные части системы. Если мы принципиально не лезем в шкурники, то посмотрим не всю систему, а пройдем лишь по "малому периметру". Из вашего обхода могут исключиться довольно большие части системы. Я бы советовал часть шкурников отмечать спичками или камешками. Тогда, если ошибетесь и вылезете из этой шкуры с другой стороны, то сразу увидите знак и поймете ошибку.
Если же знака не будет, то в этом случае правило левой руки не сработает и вы зациклитесь.
Помните также вот о чем. Одна и та же шкура может выглядеть как узкий лаз с одного конца и как сравнительно высокий ход с другого.
Многократное прохождение маршрута. Идея тут очень простая. Надо надежно запомнить 2-3 основных маршрута от выхода до дальних точек системы. После этого можно спокойно шляться по незнакомым штрекам. Как бы вы ни плутали, вы все равно будете довольно быстро выходить на знакомые места. Этот способ основной для таких сложных систем, как Сьяны, Кисели, Никиты, Бяки, Силикаты.
На практике это выглядит так. Прошли до первой развилки. Вернулись к выходу. Прошли до второй развилки. Вернулись к выходу. Прошли мимо этих двух развилок до третьей. Вернулись к выходу. Итого. Первый пролет вы прошли шесть раз. Второй пролет - четыре раза. Третий пролет - два раза. Постепенно наращиваем длину. После уже не надо возвращаться до самого выхода. Надо только следить, чтобы каждая развилка проходилась не менее семи раз. Если сбились с пути - немедленно вернуться на знакомое место.
Какие маршруты я бы порекомендовал Для Сьянов - маршруты до Зеленых штреков, до Громова и до Млечника. Для Киселей: от входа до Саида и от входа в Новогодку. В Никитах - до Пьяного Барабанщика и по централке до старого входа Египет. В Бяках по централке до Моря и маршрут в Белую систему. В Силикатах - от входа до Гробницы и до Пятой системы.
Еще один метод. Метод маркеров (метод спичек). На каждой развилке кладете спичку головкой в ту сторону, откуда пришли (это вовсе не всегда окажется направлением к выходу). А основанием - в тот штрек, куда идете. Таким образом спичка маркирует сразу два (!) штрека. Головка спички выполняет роль стрелки. Потому, что если вернетесь на эту развилку, то принципиально важно, вернулись ли вы по уже хоженому штреку (тогда это либо тупик, либо на предыдущей развилке вы прозевали спичку), по еще не хоженному штреку (сделали петлю) или по тому, из которого пришли сначала (тогда вы сбились). Если зал большой, кладите сразу две спички - на входе и выходе.
Данный метод можно как комбинировать с методом левой руки, так и обойтись без оного. Тогда это будет разновидность "случайного блуждания". Как понять, что вы сбились с правила левой руки Если вы попали в тупиковую петлю, то при возвращении на свой маркер он всегда будет показывать стрелкой влево. Значит все нормально. А если стрелка, на которую вы выйдете, покажет вправо, то это верный признак того, что вы сбились. Тогда надо вернуться.
Если вы долго проплутаете, ни разу не наткнувшись на собственные спички, то вернетесь по спичкам назад. Все тупики отмечаете крестом (сломанной спичкой) и в них на обратном пути не заходите. Если наткнулись на свою же спичку, то вы сделали петлю. Либо возвращаетесь, либо прокладываете спичками новое ответвление. Если вы попали в грот с четырьмя выходами, то кладете две спички - на входе и на выходе. На развилках с тремя выходами достаточно одной спички. Но если вы сделали петлю, то на этой развилке надо пометить все три штрека. Две спички будут указывать одно направление, а третья - тот штрек, из которого вы только что пришли. Направление, указанное двумя спичками будет главным.
Если вы пришли на развилку, а на ней стоит спичка и указывает на тот штрек, из которого вы только что пришли, то значит на предыдущей развилке вы прозевали спичку. Либо ее смахнули.
Спички надо класть так, чтобы их не затоптали ваши же товарищи, чтобы их не смахнули одеждой и чтобы они были видны при вхождении на развилку. Я кладу их на дорогу, но чуть сбоку. Преимущество этого метода - быстрота.
В новом коробке обычно 40 спичек. Возьмите пять коробков.
Более усовершенствованный, но и более долгий метод - Лесенка. Все то же самое, но вместо спичек ставятся вырезанные из бумаги вытянутые треугольнички с написанными цифрами (или буквами): 1, 2, 3, 4, 5, 6,.. (или А, Б, В, Г,...). Острый угол должен направляться в ту сторону, откуда пришли. Бумажки могут быть и квадратными, но тогда на них надо изобразить стрелку и ставить аккуратно. Бумажки может сдуть, их могут смахнуть, так что полезно плюнуть на них с обратной стороны. Картонные стрелки занимают много места и медленно гниют, а это уже засорение системы. Нарезать их надо дома, писать буквы уже на месте. Вы всегда будете знать, насколько далеко ушли, а если сделаете петлю, то поймете, в какую точку вернулись. Тупики отмечать отдельной бумажкой с крестом.
Если вы дошли до цифры 50 и попали в цифру 20, вернулись к цифре 19 и решили проложить новую ветвь, то далее обозначения будут 20А, 21А, 22А, 23А, 24А,.. Следующая ветвь может обозначаться как-нибудь, типа 28АБ, 29АБ, 30АБ... Или 14в, 15в, 16в,... в зависимости от ветвления. Можно напридумывать разные системы обозначений. Вы всегда будете знать, на какой ветви находитесь. Пересечения и ответвления лучше записывать в блокнот. Тогда вся топология ходов будет перед глазами. Если система сильно разветвлена, то чтобы не путаться с десятками ответвлений, можно и не вдаваться во все эти сложности, а на всех ветвях писать просто цифры по порядку и ветвления не записывать. Согласен, метод довольно сложный, но по сравнению со спичками дает представление насколько далеко вы ушли.
Самая дальняя точка Силикат (Геркулесовы столбы) достигается минимум за 37 развилок. При самом худшем раскладе вы наткнетесь на собственную бумажку через 85 развилок. Но не пугайтесь. Это нужно долго кумекать, чтобы так пройти. На самом деле гораздо раньше. В пределах сорока развилок.
В Сьянах самая дальняя точка (Штреки Смерти) достигается кратчайшим путем за 41 поворот. Сеть здесь густая, поэтому можно разместить и до ста поворотов без пересечения. Но пролеты все короткие. Если после сотой бумажки наткнетесь на сороковую, то обратный путь будет очень быстрым. Из самой дальней точки Сьянов можно выйти за 40 минут.
В Киселях самая дальняя точка - 52 поворота. Но это за счет колонников. А колонники - самая элементарная структура из всех возможных. Их можно метить и пропуская несколько пролетов. Хорошо накатанную централку (главный штрек) стоит отмечать только на входе и выходе с нее. "Лесенка" идеальна для сложных, труднопроходимых систем, типа Бяк, Никит, Киселей. Я бы посоветовал в них идти сперва по хорошо выраженной, накатанной централке, несколько раз пройти ее взад-вперед и только после этого начинать вылазки в стороны.
В Бяках мы уходили по совершенно незнакомой местности за 70 пикетов и возвращались.
Метод "Треугольник". Все вышеизложенные методы предполагают, что вы с самого начала заброски аккуратно отмечаете свой путь. Теперь рассмотрим самый плохой случай, когда вы сперва заблудились, а потом стали вспоминать, что в таких случаях делают.
Случай первый, наименее тяжелый. У вас есть компас и вы знаете азимут на реку или овраг.
Случай второй, более тяжелый. У вас есть компас, но азимут в силу патологического раздолбайства вы не померили. Тогда напрягаем извилины и начинаем мучительно вспоминать карту Московской (или какой-то там) области, вспоминаем с какого вокзала ехали, куда шли, где была река, где было солнце, куда смотрели муравейники. Если вычислили азимут с точностью хотя бы 30 градусов, и то хорошо. После этого делаем следующее. Идем не по азимуту на реку, а в сторону. Примерно под 90 градусов. И идем по этому общему направлению.
Смысл в том, что если мы пойдем точно на реку и упремся в нее, то мы не будем знать, где вход, правее, или левее. Поэтому мы заранее отклоняемся в сторону (например, влево) и гарантируем себе, что вход от нас где-то по часовой стрелке. Постепенно мы упираемся в периметр и с этого момента движение по заданному азимуту превратится в движение по периметру. В среднем нам придется пройти четверть общего периметра. Но это в среднем. Может не повезти и придется топать половину, а то и более длины периметра.
Важное замечание. Мало попасть на периметр, надо еще узнать, какая из стенок внешняя. Если взяться левой рукой за внутреннюю стенку, то на ближайшем повороте вы сойдете с периметра.
Идете приблизительно по выбранному направлению, стремясь попасть на периметр. Если попали в тупик и вернулись, то идете в тот штрек, где еще не были. Постепенно вы заметите, что все штреки уходят значительно правее заданного азимута. Это признак (но не гарантия) того, что мы уже идем по периметру. Это и есть главная наша проблема: как убедиться, что мы уже на периметре Используем вот какую аксиому. Если мы не на периметре, то правило левой руки неизбежно приведет к зацикливанию. Можете убедиться в этом по карте. Так что, если мы ошиблись и начали применять левую руку не будучи на периметре, то мы гарантировано зациклимся. Надо метить путь маркерами. Если через 20 минут вы не вернулись в исходную точку (исключая тупики и тупиковыве петли), то вы наверняка на периметре. Как отличить тупиковую петлю от круга По расположению головки спички, на которую вы вышли. Если вы уперлись в головку спички или острие стрелки, то это круг. Если в хвост или в бок - это тупиковая петля.
Если вы поняли, что попали на круг, продвигайтесь дальше по азимуту и начните то же самое с другого места. Если вы наткнетесь на новом круге на спички предыдущего круга, то это еще не значит, что вы не на периметре. Почему Потому, что вы можете идти левой рукой по штреку, принадлежащему периметру, как в одну, так и в другую сторону (то есть держась или одной или противоположной стены). В одном случае вы никогда не уйдете с периметра, в другом уйдете обязательно на первой же развилке. Повторите несколько раз попытки, пока не почувствуете, что не ходите по кругу.
Для системы в 10-12 км. в среднем через 2-3 часа вы найдете выход. Так что без паники, заранее ориентируйтесь на эти цифры. Да, этот метод всего лишь вероятностный, он не гарантирует выхода.
Заблудились, а компаса нет (к сожалению, типичный случай). Отличается от предыдущего случая тем, что мы не знаем направления на ограничивающую реку (овраг). Берем направление наугад или используем косвенные признаки (см. ниже), ищем периметр вышеописанным способом. В среднем придется пройти половину периметра системы.
Можно попробовать сориентироваться по косвенным признакам.
а). Нынешние входы в системы не совпадают с теми, что были во времена эксплуатации. Но все они тоже находятся со стороны реки. Попробуйте по степени заезженности определить централку и посмотреть, под каким углом к ней впадают боковые штреки. Острый угол укажет направление на бывший вход, а значит и на реку. Посмотрите несколько штреков. Если все они имеют острый угол в одном направлении, то предположение весьма вероятно.
б). Колонники, в противоположность длинным линейным штрекам, являются наиболее древней частью систем и тяготеют к реке. Найдите ту сторону колонника, от которой не идут штреки. Весьма вероятно, что это периметр. Идите левой или правой рукой.
в). В каменоломнях XIX века (Силикаты, все Володарские и Дугинские) выборка шла сплошняком. Все стенки, кроме периметра являются забутовкой. Если вы увидели монолитную стену, то это скорее всего периметр. В старых каменоломнях много монолитных целиков, но все они небольшие по размерам. Так что, если увидели достаточно длинный монолит, то это наверняка периметр.
г). Кое-где в системах есть полезные обозначения на стенах. В Бяках нарисованное копотью кольцо и точка посередине обозначает путь к выходу. В Сьянах много так называемых "топоров" - положенная на бок буква "Т". Короткая (вертикальная) перекладина указывает направление выхода.
д). Натоптанность. Централки как правило имеют набитую тропинку. Но этот способ крайне ненадежен. Ни в Силикатах, ни в Сьянах он не приведет вас к выходу, но понять, что вы на централке - уже немало. Далее определить, где ее начало, а где конец и плясать от этого. В Бяках централка прерывиста, на каменистых участках плохо выражена.
е). Как правило, густота сети уменьшается от реки вглубь массива. Увеличиваются расстояния между развилками. Но бывают системы и с постоянной густотой (типично для сеток).
ж). Если в конце длинного штрека вы уперлись в монолитный конец, то это забой. Тогда вход надо искать в противоположной стороне.
Выход по монолиту. Периметр системы далеко не всегда представляет собой монолит. Часто это забутовки с короткими участками монолита в забоях или обвальные структуры. Но если попался прямой кусок монолита длиной больше 50 м., то это с большой вероятностью периметр. Я бы советовал по углу соединения штреков найти общее направление на выход, найти в указанном направлении длинный участок с монолитом и искать выход в этой стороне.
Можно ли выйти из системы в полной темноте Вопрос сложный. Если штреки ровные, с вертикальными стенками, то долго блуждая, можно в конце концов наткнуться на выход. Если же вы отделены от выхода шкурником, узким проходом, завалом, то ваши шансы близки нулю. Если стенки не вертикальные, то обнаружить развилку весьма трудно, направление движения будет меняться каждые три шага, скорость движения крайне мала. Если вы хорошо знаете систему и представляете, в каком месте у вас погас свет, можно выйти, но все равно трудно. Пройти без ошибки через колонник, через широкие залы, через штреки с невертикальными стенками очень и очень трудно. Люди ориентируются разными способами. Одни запоминают карту и каждый раз представляют ее, когда нужно выбрать путь. Другие запоминают маршруты мнемонически: два налево, три направо... Третьи ориентируются чисто визуально: от камня налево, от палки - направо. Явное преимущество имеет в данном случае первый. У второго шансов меньше, у третьего совсем мало. Вероятность выхода из небольшой веерной системы без света я ощениваю в 70-80%, из сложных систем типа Никит, Сьян, Киселей - в 0,5-1%.
Есть еще один шанс, правда небольшой. Ток воздуха от входа ощущается в зависимости от разветвленности системы и от температуры на улице на растоянии до 100 м. Кто-то чувствует ветер лицом, кто-то слюнявит палец, кто-то подставляет тыльную сторону ладони, кто-то смотрит на пламя свечи. Тут надо помнить следующие моменты. Ток воздуха сильнее в узком проходе, чем в широком. Холодный воздух стелется по земле. Надо лечь на пол в узком проходе и подождать, пока установится движение воздуха, которое вы нарушили своим перемещением. Палец или руку надо держать низко над землей, над собой, ничем его не загораживая. Этот способ действует только зимой, когда в системе теплее, чем на улице. Поэтому воздух втекает в систему. Летом холодный воздух стоит в системе без движения. Однажды меня такой способ здорово выручил в Никитах. Правда, свет у меня был. Проблема в том, что выход из Зазеркалья в основной объем выглядит как глухой тупик. Часа два мы методично ходили по кругу, не узнавая выхода, пока я не почувствовал на щеках слабый ветерок. Дело в том, что там недалеко находится бывший вход. Для людей он сейчас непроходим, но воздух из него поддувает. Дело было в ноябре, на улице стоял небольшой морозец. На каждом повороте я останавливался и, затаив дыхание, следил, дует или не дует, пока не уперся прямо в выход. Можете попробовать и этот способ, поскольку свободного времени у вас будет много.

источник extremerest

 




Новости от сайта Туризм на Куличках
Как лучше путешествовать?
Тематические путешествия по России
Достопримечательности России : Северокавказские горы
Анапа
Адлер
Отдых в Праге
Недорогой отдых
Кадис на Коста де ла Луз
Феодосия
Пафос
Замок-крепость Пипо самый красивый архитектурный комплекс Венгрии
Красоты Алтайского края
Отдых на берегу миллионеров
Сказочная Барселона
Желаю всем обязательно побывать в Чикаго
Теотиуакан - древнее поселение ацтеков, ставшее городом-призраком
Как одеваться в Дубае
Турецкий курорт Даламан
Незабываемая Италия
Достопримечательности Эстонии - зеркало истории и культуры страны
Коломенский кремль
Израиль – столица медицинского туризма
Каттолика
Что необходимо, для путешествий на Бали?
Туристическая Бразилия
Солнечная Индия
Черногория и домик под солнцем
Икария
Кемер
Квартиры посуточно в Санкт-Петербурге
Прогулка по Хельсинки
Коста-Брава – «дикий берег» Каталонии
Замок «Глубока» от резиденции королей до владений Шварценбергов
Испанская школа верховой езды в Вене
Туристические поездки в Скандинавские страны
Загородный отдых с баней
Путешествие в Москву и Петербург
Остановись, мгновенье!
Отдыхаем круглый год
Килия
Душанбе, Таджикистан
Япония, Токио
Харьков
Туристическая виза в Россию
Боровое
Вечно цветущая Флоренция
Шенгенская виза
Шереметьево
Безвизовый отпуск
 

...